СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ГОУ «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ОТКРЫТЫЙ МИР»
Психолого-педагогическое сопровождение — это системная деятельность, направленная на создание сложной системы условий, способствующих развитию знаний обучающихся, умений и навыков, успешной адаптации, личностному развитию, нормализации отношений с целью успешной интеграции и самореализации личности на всех уровнях образования в ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» и осуществляется педагогами-психологами всех структурных подразделений.
Психолого-педагогическое сопровождение по времени, в «Центре специального образования и развития «Открытый мир», осуществляется постоянно или выборочно; по способу осуществления является непосредственным, опосредованным и дистанционным; по направленности деятельности — организационным, консультативно-адаптационным, коррекционно-развивающим; по форме организации — индивидуальным и групповым; по своему принципиальному характеру — целостным, сочетающим взаимосвязанные компоненты: психологический, педагогический и социальный.
В основу психолого-педагогического сопровождения положен мультидисциплинарный подход, предполагающий обязательное участие в сопровождении обучающегося специалистов разных профилей (дефектологов, сурдопедагогов, учителей индивидуально-слуховой работы, педагога-психолога, социального педагога, учителей, классных руководителей, воспитателей, тьюторов), от согласованных и координированных усилий которых зависит его эффективность.
В системе деятельности педагога-психолога «Центра специального образования и развития «Открытый мир» с детьми с нарушением слуха особое значение приобретает оптимальный выбор средств, обеспечивающих эффективность психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-развивающей деятельности. Ведущим направлением деятельности «Центра специального образования и развития «Открытый мир» является работа с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и кохлеарно-имплантированными детьми, на отбор методов работы педагогов-психологов влияют многие факторы: возможности слухового восприятия информации ребёнком, содержание материала, наличие или отсутствие у обучающегося определенных опыта и знаний, его личностные особенности.
Для точности и полноты восприятия и достижения речевого взаимодействия с обучающимися используются различные формы речи — устная, письменная, дактильная, русский жестовый язык, которые формируются в тесном взаимодействии друг с другом и в определенной последовательности обучения. Выбор различных форм речи при коррекционной работе с глухими детьми основан на положениях коммуникативно-деятельностной системы, определяется задачами специально организованного речевого общения, этапами овладения словесной речью и самой коррекционной работой.
От правильного соотношения форм словесной речи зависит не только объем усвоенных речевых единиц и конструкций, их оборачиваемость и частота практического применения, но и успех психологического сопровождения и коррекционно-развивающей деятельности в целом. Педагогу-психологу необходимо задействовать не только слуховой анализатор, но и обеспечить ребенку максимум зрительных, тактильных, осязательных и обонятельных впечатлений. Поэтому психокоррекционная работа с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ предполагает активное развитие слухового и слухозрительного восприятия речи и неречевых звучаний в естественной акустической среде, коррекцию недостатков произносительной стороны речи, а также развитие у ребёнка внятной, членораздельной, достаточно естественной речи; дифференциацию и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление ребёнком своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; специальную поддержку освоения основной образовательной программы.
Одной из наиболее сложных проблем современного образования является психолого-педагогическое сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра, т.к. в школе обучаются классы детей с данной нозологией. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП ООО, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС: помощь в овладении содержанием АООП ООО, включая создание специальных образовательных условий, коррекцию специфических нарушений и формирование жизненных компетенций. В коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра используется визуальное расписание, естественное и социальное поощрение, домашние дневники успехов, поощрение с помощью жетонов и другое.
Занятия педагога-психолога с обучающимися разных нозологий проводятся индивидуально, в группах, микрогруппах и могут включать следующие технологии:
Информационные, через применение которых формируются знания.
Операционные технологии где формируются способы умственных действий.
Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
Эвристические — развивают творческие способности личности.
Прикладные технологии развивают действенно – практическую сферу личности.
Игровые.
Личностно-ориентированные.
Гуманно-личностные.
Технологии обучающих игр (технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг).
Адаптивное обучение и воспитание (А.С. Границкой). Использование данной технологии позволяет проводить коррекционно-развивающую работу, как в групповом режиме, так и индивидуально: при этом осуществляется учет индивидуально-психологических и соматических особенностей школьников, происходит варьирование дидактическим материалов в зависимости от указанных особенностей,
Технологии активного обучения («Тренинги общения», коммуникативные игры) и другие.
Здоровьесберегающие и специальные коррекционные технологии:
Су-джок самомассаж (в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием).
Релаксация (от лат. relaxatio «ослабление, расслабление») — снижение тонуса скелетной мускулатуры, релаксация способствует снятию психического напряжения).
Дыхательная гимнастика (увеличение биоэлектрической активности мозга; восстановление психоэмоционального состояния; устранение спазмов клеток мозга путем улучшения кровообращения и обогащения их кислородом.)
Динамические растяжки (стретчинг) — стретчинг улучшает настроение, повышает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом.
Нейропсихологические и нейрокинезиологические упражнения, способствующие развитию интеллекта и физического здоровья детей (технология «Кинезиология и нейрогимнастика»).
Здоровьесберегающие технологии Базарного В.Ф:
- Режим динамической смены поз.
- Упражнения на зрительную координацию.
- Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
- Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Сенсорная терапия или сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) — процесс, во время которого нервная система ребёнка получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
Светоцветотерапия (фототерапия) (светозвуковое оборудование, сенсорный пол (жидкая плитка) как элемент релаксационной техники для расслабления мышечного тонуса и снятия тревожности, агрессии. Завершение тренингового занятия.
Музыкотерапия – использование музыки для расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов, профилактики тревожных состояний.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия и цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
Сказкотерапия помогает выявить подсознательные страхи и воспринимать мир таким, каков он есть, может быть полезна и детям, и взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например, неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др.
МАК (метафорические ассоциативные карты) – это карточки или открытки с ярким изображением людей, животных, предметов жизнедеятельности, пейзажей, эмоций, ситуаций, узоров, абстракций, образов. При помощи этих картинок, имеющих такое загадочное название, у человека вызываются ассоциации, чтобы раскрыть его индивидуальное психологическое содержание, понять его настоящие чувства, определить, что именно его волнует на самом деле, чего он боится, о чем мечтает).
Сэндплей (песочная терапия) — этот метод помогает прикоснуться к глубинному, подлинному «Я», восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Как правило педагог-психолог не использует одну из существующих техник или практик, а применяет мультимодальный подход в работе. Мультимодальной психотерапией будет являться психотерапия, включающая одновременное использование в работе с клиентом нескольких методов психотерапии. Однако, при этом, скорее может идти речь не о полном совмещении этих методов, а об включении в работу отдельных элементов, техник и подходов из них.
Специфика работы педагога-психолога основной школы «Центра специального образования и развития «Открытый мир» диктует учёт следующих особенностей:
Индивидуальный подход. Это обязательное условие в работе с детьми, депривированным по слуху.
Комплексное изучение психофизиологических качеств ребёнка, работа мультидисциплинарной команды.
Опора на ведущие (сохранные) анализаторы. К ним относятся зрительный и кинестетический.
Использование жестовой и дактильной речи. Они служат вспомогательным средством коммуникации.
Развитие эмоционально-волевых качеств. Например, умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и эмоции, считаться с интересами других.
Использование наглядных методов. Для этого применяются плакаты, таблицы, схемы, картины, демонстрация кинофильмов, презентаций.
В работе психолога школы используются доступные формы коммуникации для более чёткого восприятия обучающимися информации, где особенно важным становится умение пользоваться различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать и используются подходя индивидуально, в зависимости от степени и первичности нарушения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка.
Активно используются практические приёмы и методы коррекции: целенаправленные действия с дидактическим предметом, многократное повторение практических и умственных действий, наглядный показ, метод системной психокоррекции – это комплексное специально организованное психолого-педагогическое воздействие, сочетающее в себе психокоррекцию и психотерапию. В данном методе используется психогимнастика и психомоторика; подражательные действия перед экраном монитора, наглядные: обследования, наблюдения, рассматривание, обсуждение, словесные: речевая инструкция, указания, беседа, работа в тренинге, указания и пояснения, вопросы как словесный метод обучения, педагогическая оценка хода деятельности и результата.
Для создания доступной среды в обучении и психолого-педагогической коррекции обучающихся используется специальное оборудование, целью применения которого является устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей в школьную жизнь:
- Наличие текстовой информации на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов.
- Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (в печатном виде).
- Обучение в специальном малокомплектном классе для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями.
- Продуманная освещённость лица, говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран).
- Оборудование учебных кабинетов звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям.
- Использование слуховых аппаратов в течение всего учебного дня и во внеурочное время (с учётом медицинских рекомендаций).
- Оснащение классов интерактивными досками, компьютерами с выходом в интернет.
- Информационно-методическое обеспечение специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами, специальными компьютерными инструментами обучения.
- Электроакустическая аппаратура оповещения.
- Световые указатели.
- Мультисенсорное оборудование, мультисенсорная комната,
- Тактильное и развивающее оборудование для песочной и акустической терапии и др.).
Следуя новой парадигме психолого-педагогического сопровождения, деятельность психолого-педагогической службы сопровождения «Центра специального образования и развития «Открытый мир» рассматривается как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Использование арсенала психолого-педагогических средств требует творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога. Сегодня с уверенностью можно сказать, что средства, используемые в нашей работе направлены на всестороннее и гармоничное развитие личности обучающегося, а также на повышение и улучшение качества и уровня его знаний.
Педагог-психолог Багнюк Е.С.